Люди
издавна интересуются, как устроена наша Вселенная. Этот интерес не только чисто
познавательный, но и сугубо практический, ибо люди хотели научиться
предсказывать периодические явления, связанные с устройством Вселенной, такие,
как затмения Солнца и Луны, наступление времен года и т. д.
Для решения этих задач ученые строили свои
представления о Вселенной в виде схемы — картины мира, в которой объекты
Вселенной — Солнце и звезды, планеты, Земля и Луна изображались точками,
движущимися по каким-то кривым — траекториям их движения. Таковы, например,
схемы, построенные Птолемеем, в которых центральное место занимала наша Земля,
или схема Коперника, в которой центр занимало Солнце. С помощью этих схем
ученые решали задачи предсказания отдельных астрономических явлений.
Эти
схемы, эти картины мира суть модели Вселенной, а метод исследования Вселенной,
нахождения законов о Вселенной и решения задач, связанных с нею, с помощью этих
моделей является методом моделирования.
Разрезая
конус плоскостями, получаем в сечении различные кривые: окружности, эллипсы,
параболы, гиперболы. Математики еще в древности начали изучение этих кривых,
результаты которых имеют большое значение для физики, астрономии, техники,
военного дела, где очень часто встречаются эти кривые. Однако лишь тогда,
когда, пользуясь методом Декарта и Ферма, были составлены уравнения этих
кривых, их изучение сразу резко подвинулось вперед и с помощью этих уравнений —
моделей кривых конических сечений — были решены все основные задачи, с ними
связанные. Заметим, что уравнения выступают в качестве моделей окружности,
эллипса, параболы и гиперболы, а эти кривые в свою очередь можно рассматривать
как геометрические модели указанных уравнений.
Моделирование — это метод исследования каких-либо явлений, процессов
или систем объектов, который предполагает создание искусственных или
естественных систем (моделей), имитирующих существенные свойства оригинала;
использование моделей для определения или уточнения характеристик и
рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.
Математическая модель
Математическая модель, основанная на некотором
упрощении, никогда не бывает тождественна рассматриваемому объекту, не передаёт
всех его свойств и особенностей, а является его приближённым отображением.
Однако благодаря замене реального объекта
соответствующей ему моделью появляется возможность математически сформулировать
задачу его изучения и воспользоваться для анализа его свойств математическим
аппаратом, который не зависит от конкретной природы данного объекта. Этот
аппарат позволяет единообразно описать широкий круг фактов и наблюдений,
провести их детальный количественный анализ, предсказать, как поведёт себя
объект в различных условиях, т.е. прогнозировать результаты будущих наблюдений.
Из определения моделей важны две характеристики:
модель замещает объект изучения; находится с ним в определённых отношениях.
Степень соответствия модели оригиналу может быть различной: подобие, аналогия,
изоморфизм (взаимно-однозначное соответствие структур модели и прототипа),
гомоморфизм (обобщённое соответствие).
Моделирование — это процесс создания моделей и
работа с ними.
Главные функции моделей — описательная,
конструктивная и эвристическая.
Описательная функция модели состоит в том, что
в исследуемом объекте выделяются и обобщаются существенные компоненты и
взаимосвязи между ними.
Конструктивная функция модели состоит в её
способности служить ориентиром, применять добытые знания в новых ситуациях.
Эвристическая функция модели способствует
прогнозированию.
В зависимости от основной дидактической функции
различают три вида моделей: описательные, конструктивные и эвристические.
Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить
её. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний,
эвристические — на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. При
этом форма моделей может быть различной: модельная схема, знаковая модель,
графическая, образная и т.д.
Математическое моделирование как метод
Метод построения математических моделей — метод
математического познания действительности изучаемых реальных объектов или
объектов, уже описанных в других областях знаний, с целью их более глубокого
изучения и решения всех, возникающих в этих реальных ситуациях задач с помощью
математического аппарата.
Математическая модель — это приближённое
описание какого-нибудь класса явлений, выраженное на языке какой-нибудь
математической теории (с помощью системы алгебраических уравнений и неравенств,
дифференциальных или интегральных уравнений, функций, системы геометрических
предложений, векторов и т.п.).
Математическое моделирование — описание
анализируемого объекта внешнего мира с помощью математической символики.
Как
алгоритм математической деятельности метод математического моделирования
содержит три этапа:
- построение
математической модели объекта (явления, процесса);
- исследование полученной модели, т. е. решение
полученной математической задачи средствами математики;
- интерпретация полученного решения с точки зрения
исходной ситуации.
При этом
должны соблюдаться следующие требования:
- модель должна адекватно отражать наиболее
существенные (с точки зрения определенной постановки задачи) свойства объекта,
отвлекаясь от несущественных его свойств;
- модель должна иметь определенную область
применимости, обусловленную принятыми при её построении допущениями;
- модель должна позволять получать новые знания
об изучаемом объекте.
Во введении понятий математическая модель и
моделирование позволяют решать в учебном процессе следующие актуальные задачи:
- развитие мышления и интеллекта;
- формирование мировоззрения;
- овладение элементами математической культуры.
После того как математическая модель построена,
возможны два случая:
- полученная конкретная модель принадлежит к уже
изученному в математике классу моделей и тогда математическая задача решается
уже известными методами;
- эта модель не укладывается ни в одну из
известных схем (классов) моделей, разработанных в математике, и тогда возникает
внутри математическая проблема исследования нового класса моделей, что приводит
к дальнейшему развитию одной из существующих математических теорий или к
появлению новой.
Это развитие математических теорий находит затем
применение к изучению той области знаний, в которой возникла исходная задача, а
также и других объектов реального мира, приводящих к математическим объектам
того же класса.
Классификация моделей
На практике важно различать материальные и
идеальные (мысленные) модели.
Идеальные модели, применяемые при изучении
естественно-математических дисциплин, позволяют решать задачи, требующие
переноса знаний в новую ситуацию. Ведь модель — это мостик от абстрактного к
конкретному, по которому движется мысль ученика.
В зависимости от основной дидактической функции
различают три вида моделей: описательные, конструктивные и эвристические.
Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить
её. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний,
эвристические — на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.
При этом
форма моделей может быть различной: модельная схема, знаковая модель,
графическая, образная и т.д.
Мордкович пишет: "Нам нужно научиться
описывать реальные ситуации словами (словесная модель), алгебраически
(алгебраическая модель), графически (графическая модель). Бывают еще
геометрические модели реальных ситуаций — они изучаются в курсе геометрии.
Графические модели также иногда называют геометрическими, а вместо термина
"алгебраическая модель" используют термин "аналитическая
модель". Все это — виды математических моделей."
Костевич, Лапко: "Математические
модели, используемые в исследовании явлений, можно разделить на статистические
и аналитические. Статистические модели позволяют наиболее полно учитывать все
связи, факторы, описывающие явление, и заменять однократное исследование
сложной модели многократным исследованием простых моделей. Аналитические модели
с помощью алгебраических, дифференциальных, интегральных уравнений позволяют
установить формульные зависимости между основными факторами явлений. Чаще всего
применяются совместно аналитические и статистические модели явлений."
Штофф В.А.: "Выделяют
вещественные и мысленные типы моделей. Вещественные модели допускают предметное
преобразование. Первый тип подразделяется на два подтипа:
- модели, отображающие пространственные
особенности объектов (например, макеты);
- модели, имеющие физическое подобие оригинала
(например, модель плотины).
Математические модели относятся к мысленным. Среди
них можно выделить:
- образно-графические (схемы, диаграммы, чертежи,
рисунки и т. п.);
- знаковые модели (пример, формула алгебраического
уравнения и т.п.);
- смешанные (например, таблицы).
Знаковые модели требуют специальной интерпретации,
без которой — сами по себе — они теряют функцию моделей."
Можно классифицировать модели по отраслям наук:
математические модели в физике, биологии, социологии и т.д.
Есть классификация по применяемому математическому
аппарату: модели, основанные на применении обыкновенных дифференциальных
уравнений, дифференциальных уравнений в частных производных, стохастических
методов, дискретных алгебраических преобразований и т.д.